Как научить ребенка говорить: правила раннего развития речи

Все мамочки, папочки, бабушки и другие родственники с нетерпением ждут, когда малыш произнесет первое слово. И в силах всех, кто общается с ребенком, научить его говорить пораньше, помочь развить речь. В этой публикации собраны советы логопедов, которые направлены на раннее развитие речи у детей, они помогут немного ускорить процесс обучения малышей разговору.

Когда начинать?

А вот начинать никогда не рано! Речевая система формируется с самого рождения ребенка, и запускать процесс развития нужно с первого дня появления крохи дома.

В развитии речи важную роль играет общение родителей и других родственников с малышом. Нужно с ним говорить, улыбаться, касаться кожи, применять жестикуляцию. При этом обязательно смотрите ребенку в глаза, меняйте интонацию.

Все эти действия развивают невербальное общение, что является хорошей опорой для формирования вербальной речи.

Правила паузы

Ребенка нельзя перегружать потоком слов, поэтому умерьте красноречие. При общении с крохой в самом раннем возрасте используйте паузы при описании предмета или действия. Например: Не «Сейчас кто-то будет купаться», а так: «Купаться — пауза — водичка теплая — пауза — будем мыться — пауза».

Правило «+ одно слово»

Когда кроха уже начнет общаться с родителями при помощи одного слова — «пить», «дай», «идем», каша» и так далее, разговаривайте с ним таким образом, чтобы в вашей речи было больше на одно слово: «кушать кашу», «идем гулять», «держи игрушку», «пить сок» и тому подобное.

Соответственно, когда малыш осваивает словосочетания, то родителям нужно общаться с ним предложениями из трех слов.

Так вы постепенно будете дополнять словарный запас малыша. Как говорится — тише едешь, дальше будешь! Ребенок будет запоминать новые слова, не забывая старые, сразу начнет понимать их значение. А это более быстрое освоение осознанной речи.

Взрослым можно и нужно общаться друг с другом в присутствии малыша так, как им удобно — обычно. Но при разговоре именно с ребенком подстраивайте свой поток речи под его знания. Детский мозг пока не готов работать с большим объемом информации, и если с ним говорить так же, как со взрослыми, он вас не только не поймет, но и развитие речи будет затормаживаться.

Сила слова

А вот ее нужно обязательно показать крохе.

Малыш подходит к вам, берет молча за руку и ведет куда-нибудь? Или молча показывает на предмет, который ему хочется взять? Делайте вид, что не понимаете его. Это будет побуждать ребенка к словам, а не к действиям. Подождите, пока он скажет «Дай» или «Пойдем», и мгновенно выполняйте просьбу. Это и покажет крохе силу слова.

Развитие мелкой и крупной моторики

О том, что развитие мелкой моторики влияет на развитие зоны мозга, отвечающей за речь, знает, наверное, каждый. Нужно лепить из пластилина, плести шнурки, застегивать пуговки, собирать мозаики и другими способами развивать мелкую моторику нужно каждый день!

Но не забываем и крупной, которая развивает умение связывать между собой слова, быстрее соображать, что сказать дальше. Развивать крупную моторику просто, это прогулки, занятие спортом, танцами, активные игры.

Пойте

Когда малыш медленно осваивает речь, поможет песня. Пойте ребенку, играйте с ним в ладушки (напевая), читайте небольшие стишки.

Это развивает у детей чувство ритма и память, формирует фонематический слух.

Развитие фантазии

Эффективно развить речь, мышление и логику помогает именно развитая фантазия. Для этого описывайте игрушки с большей подробностью: не «Машинка красная», а «Машинка красная, у нее черные колеса, есть дверцы, окна». Придумывайте истории про зубные щетки, тапочки и прочие предметы, которые попадутся на глаза. Фантазируйте с малышом: «А если бы мы умели летать…» и тому подобное. Придумывайте продолжение прочитанных сказок.

Уберите все помехи

Уделяйте на общение с ребенком без гаджетов, телевизора, посредников и прочих отвлекающих факторов хоть час в день.

Задавайте больше вопросов, слушайте на них ответы, играйте, читайте.

Последовательность

Конечно же, заниматься нужно регулярно. Нельзя сегодня провести занятия, а завтра забыть про них или отложить до послезавтра. Последовательность — ключ к успеху.

Одну и ту же потешку нужно рассказывать на протяжении нескольких дней подряд, не переходя на новую. Малыш должен запомнить на слух и по интонации пока одну, затем другую. Развивающие мелкую моторику игрушки также не убираем подальше после одного использования — мы собрали, у нас все получилось. Вот именно! Пусть малыш повторит успех, он же должен вспоминать последовательность действий, а не сразу раздумывать над другой головоломкой. Для того развивайки и есть — сначала додуматься как сделать, потом вспомнить как делал, затем закрепить результат!

Если вы считаете, что развитие речи у вашего крохи идет медленно, то обратитесь к логопеду. Специалист занимается не только правильной постановкой слов, выговором букв, но и развитием речи, ее формированием.

Подписывайте на наш канал в «Яндекс.Дзен», где мы собираем полезную информацию в помощь мамочкам и папочкам!

Читайте также по теме: Этапы развития детской речи, когда малыш скажет первое слово, упражнения для развития речи

Ссылка на основную публикацию