Развитие речи у детей до трех лет: как формируется, когда малыш скажет первое слово, занятия и упражнения

Развитие речи у малышей активнее всего формируется до трех лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает познавать силу слова (слова помогают управлять родителями и выражать свои потребности), учится формулировать предложения, запоминает новые для себя выражения. В силах родителей помочь ребенку научиться говорить, для этого необходимы домашние занятия, а также знания о формировании детской речи. Обо всем этом мы и поговорим сегодня.

Как формируется речь у детей от 0 до трех лет

У детей раннего возраста речь формируется поэтапно: он учится издавать звуки, запоминает слова и их значение, интонацию, логику построения предложений. Давайте узнаем, как это происходит и в каком возрасте.

  1. С рождения до двух месяцев. Это мамочкам и папочкам кажется, что малыш издает непонятные звуки и просто плачет. А нет, так ребеночек общается со своими родителями и другими родственниками, и каждый звук для него имеет значение. С самого рождения и до двух месяцев кроха общается при помощи плача. Им он выражает свои потребности: проголодался, ему жарко или холодно, не комфортно, мокрые ползунки или просто скучно.
  2. С двух-трех месяцев малыш начинает издавать различные звуки — это гуление. По большей части малыши произносят гласные буквы — а, ы, у, о, и вот появляется первое долгожданное «агу». В этом же возрасте малыш учится управлять интонацией, прислушиваться к родителям, распознавать обращения к себе.
  3. С трех месяцев и до полугода ребенок начинает распознавать свое имя, поворачивает голову в сторону звуков. Он активно лепечет, начинает по-разному плакать в зависимости от ситуации: голоден, устал и так далее.
  4. С шести месяцев до года. В этот период ребенок начинает произносить простые слоги, а к семи-девяти месяцам — комбинировать их. До года малыши произносят первое слово — мама, баба, папа. Кроха начинает подражать взрослым, старается повторить за ними звуки, хорошо знает свое имя и значение слова «нет».
  5. От года до полутора лет. Малыш все активнее подражает звукам, пытается сказать новые слова — кот, дед, дядя и так далее. Начинает интересоваться книгами, картинками, с удовольствием их рассматривает и перелистывает. В этом возрасте малыши понимают обращения к ним, слова «принеси», «садись», «иди», «возьми». А еще появляется множество жестов при общении: слов так мало еще знает и умеет их говорить, а головушке уже «роятся» предложения, так много хочется рассказать мамочке и папочке — вот здесь и помогают жесты.
  6. С полутора до двух лет. Детки уже могут ответить словом или жестом на простой вопрос, словарный запас все больше расширяется. Малыши знают названия игрушек и могут указывать на них: «Где кукла?» — покажет или принесет.
  7. С двух лет до трехгодовалого возраста. Появляются первые простые предложения: «мама, дай», «вон киса», «где папа?», и тому подобное. С этого возраста детки уже понимают и запоминают сложные предложения, например: «Возьми красный карандаш из коробочки и отнеси брату».

После трех лет малыши уже знают цвета и их названия, учатся формировать сложные предложения из трех и более слов.

Что влияет на развитие детской речи

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Одни начинают говорить раньше, другие — позже. Есть детки, которые, как попугайчики, стараются все повторить за родителями, братишками и сестренками, прочими родственниками. А есть такие, которые и умеют и могут, но просто не хотят — характер такой.

И все же, имеются факторы, влияющие на развитие речи у детей, рассмотрим и их:

  1. Физиологические особенности. Чтобы ребенок научился говорить, у него должен быть хороший слух, нормальное функционирование определенных участков мозга, подрезанная уздечка (если после рождения на то была необходимость).
  2. Комфортное социальное окружение. Если в семье много общаются, есть старшие детки, то и малыш научится говорить быстрее. Важно показывать крохе свою любовь, не игнорировать его призывы с самого рождения, списывая все на то, что «проплачется, успокоится» — лялечку не игнорируют и как можно больше с ней общаются.
  3. Мультилингвистическая среда. То есть, с ребенком разговаривают на нескольких языках. Да, все они становятся для малыша родными и понятными, но, как правило, детки начинают говорить немного позже сверстников.
  4. Прочие факторы — стрессы, заболевания.

Влияет ли пол ребенка на развитие речи

Кто начинает говорить быстрее — мальчики или девочки? По статистике, речь у девочек развивается быстрее, на это влияет функционирование головного мозга.

У девчонок мозг «созревает» быстрее, чем у мальчишек, поэтому к двум годам словарный запас их больше.

А еще девочки от природы склонны много болтать — делиться впечатлениями, рассказывать что-то интересное. А мальчики стараются говорить только важное, «по делу». Да можно даже сравнить взрослых мужчин и женщин. Если первые по тому же телефону говорят пару минут с другом, так девушка с подружкой готова «висеть» часами, обсуждая, как кажется мужчинам, самые ненужные, неважные и неинтересные вещи.

Как научить ребенка говорить: сенсорные стимулы

Ребенок изучает мир посредством слуха, зрения, осязания, вкуса. Недаром малышня долго рассматривает предметы, затем тянет их в рот. Не мешайте, пусть знакомится с окружением! Важно и помочь:

  1. Стимулируем слух: давайте крохе послушать различные по своей природе звуки — пение птиц, мурчание кота, лай собаки, музыку, звуки природы, капли дождя и так далее.
  2. Развиваем зрение: повесьте игрушки над кроваткой, положите в кроватку, а на противоположные стены развесьте яркие картинки. Так ребенок будет учиться фокусировать взор.
  3. Осязание: проводите гимнастику, играйте в пальчиковые игры.
  4. Вкус: с момента введения прикорма балуйте кроху различными по консистенции и вкусовым качествам блюдами. Малыш должен четко различать сладкое от кислого, горького, твердое от мягкого.

Значение общения с ребенком при развитии речи

Чем больше вы говорите с малышом, тем быстрее он научится говорить. Но не нужно слишком красноречиво высказываться при общении с детьми. Замените сложные слова и предложения на простые и понятные.

Говорите предложениями из двух-трех слов. Например: «Принеси игрушку», «мой хороший», «давай кушать», «пойдем гулять».

Дети разные голоса воспринимают по-разному. Проще всего малышам запомнить и понять речь женскую или детскую — высокие тона. Поэтому просите старших деток говорить с крохой.

Но и с папочкой общаться очень важно — он говорит на других тонах, у него совсем другой голос, и воспринимается он иначе. Пусть тоже читает ребенку стишки и потешки — те же самые, что и мамочка.

Методы для развития речи у детей раннего возраста

  1. Проговаривайте каждую ситуацию, сопровождайте словами свои действия: Пойдем надевать кофту. А где она? На ней нарисовано солнышко. Давай наденем ботиночки. Давай ножку. Молодец! — и так далее.
  2. Пальчиковые игры — это развитие и мелкой моторики и речи. Сопровождайте игру потешками, просто словами: загнем один пальчик, другим пошевелим, а третий повертим — и тому подобное.
  3. Рассматривайте книжки и картинки в них, рисунки. Каждый описывайте, рассказывайте что изображено, указывая на изображения: А это кот, у него удочка, он идет ловить рыбку на речку. А наверху светит солнышко, а здесь тучка, из нее может пойти дождик.
  4. Как разговаривают зверушки: показывайте на изображения животных, покажите, как они «говорят»: это киса, она говорит «мяу», а это корова, она умеет говорить «муу» и так далее.
  5. Повторение звуков. Это может быть игра в ладушки, с двух лет постукивание по столу: попросите малыша повторить за вами ритм — два-три раза стукните по столу, ребенок должен повторить. Затем большее или меньшее количество раз, опять повтор. А помните игру шлепки по коленям, или как ее еще называли «Пианино». Присядьте рядом с ребенком, положите свои руки к нему на коленки, он свои — на ваши. Слегка шлепните раз по его ножке — он столько же раз по вашей. Потом другое количество раз, и с каждым разом все быстрее, чтобы ребенок начинал быстрее реагировать.

Артикуляционная гимнастика

Цель этого вида гимнастики — научить ребенка правильному произношению звуков. Заниматься нужно каждый день, но недолго, урок по 10-15 минут. Если малышу надоело раньше — заканчивайте, не заставляйте.

  1. «Широко открываем ворота» — малыш должен как можно шире открыть рот и посидеть так на протяжении пары минут.
  2. «Строим забор» — ребенок смыкает верхние и нижние зубки, при этом нужно широко улыбаться, чтобы всем показать, какой забор построили!
  3. «Чистка зубов» — опять рот широко открыт, язычком нужно провести сначала по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда, затем по внешней.
  4. «Рисование» — малышу говорите простые предметы — кубик, круг, сердечко, цветок, солнышко и так далее. Он эти предметы должен нарисовать язычком на верхнем небе сначала с закрытым ртом, затем с открытым. В конце упражнения — закрасить язычком все небо.

Что может затормозить развитие речи и когда стоит обратиться к специалисту

Причинами того, что ребенок не может научиться говорить, могут быть следующие моменты:

  1. Неправильная речь взрослых — непонятная, не точная, слишком быстрая, отсутствие интонации. Малышу просто вас не понять.
  2. Подражание взрослых детскому языку — вместо «машина» говорите «би-би», вместо «кушать» — «ам-ам» и так далее. Ребенок должен подражать вам, а не вы ему. Говорите слова так, как они есть.
  3. Интеллектуальные перегрузки. Нельзя слишком долго заниматься с ребенком, читать ему длинные стихотворения, принуждать выговаривать слова и повторять предложения. Занятия должны длиться не больше 15 минут раз в день.
  4. Отсутствие занятий — тоже плохо.
  5. Выполнение просьб ребенка по его жестам. Бывает так, что малыш подходит к мамочке, тянет ее за руку молча, та послушно идет следом. Нет, нужно добиться, чтобы кроха вас позвал «Идем», «айда», «мам», и так далее. Показал на сок и вы его даете? Неправильно, пусть попросит словами — «дай», «сок», «пить» и так далее.

Когда обратиться к врачу:

  1. До двух лет малыш еще не произнес сложенного из двух слогов простого слова. Это «мама», «папа», «баба» и так далее.
  2. В два с половиной года у ребенка словарный запас из менее чем десяти слов.
  3. После трех лет имеется пропуск слогов в словах или их замена: нужно сказать «тапочки», говорит «паточки», вместо «собака» — «бака» и так далее.
  4. Заикание.

Учить говорить ребенка — это вовсе не сложно, очень весело и приятно. Занимайтесь каждый день, наберитесь терпения и результаты будут. Если появились некоторые проблемы с овладением речью, логопед подскажет, как с этим справиться.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», мы размещаем там много полезной для мамочек и папочек информации.

Читайте также по теме: Как приучить ребенка к горшку: с какого возраста, методика, разница между мальчиками и девочками

Ссылка на основную публикацию